Свобода для души
По профессии Джефф Стивенс – мастер на все руки, а по происхождению – рожденный в штате Монтана индеец, в жилах которого течет кровь племен Кроу и черноногих.
Джефф вырос в резервации в Монтане и в поворотный момент своей жизни оказался на Аляске. Это путешествие стало для него больше духовным, нежели географическим. Давайте узнаем, каким образом Джефф оказался на "Великой земле".
- Как долго вы живете на Аляске – и почему вы все еще здесь?
- Я приехал сюда, чтобы забыть о разводе. Это был плохой развод. Я был женат почти 30 лет, у нас были нормальные отношения, но, в конце концов, моя жена подала на развод. Я подписал бумаги и через две недели съехал из дома, а ее новый друг туда вселился. Я знал, что в результате всего этого кто-то должен пострадать и мне надо было куда-нибудь уехать, вот так я и оказался на Аляске, сначала на пару месяцев. Это было в 2006 году. Здесь у меня возникло совершенно новое чувство свободы. Когда я уехал из Монтаны, оставив за спиной свое ранчо и брак, в моей жизни начался новый этап. Я потерял все – все отписал жене согласно условиям развода. До приезда на Аляску у меня было два дома, несколько машин, я растил четырех детей. И после развода все это исчезло: дома, машины, я отказался от всего. Я очутился на Аляске в очень тяжелом моральном положении, у меня были мысли о самоубийстве. И вскоре после приезда я совершил открытие: я был рабом вещей. Из четырех недель в месяце две я работал только ради того, чтобы платить за все эти дома и машины! И здесь мне стало понятно, что теперь у меня абсолютная свобода и я больше не принадлежу вещам. У меня теперь есть возможность отправиться в собственное жизненное путешествие и совершать открытия...
- Аляска – это…
- …остров. Огромный остров. На машине можно объехать менее одного процента территории! Это приключение! Это огромное прекрасное место, где у меня есть новообретенная свобода. Я вырос в резервации и возможности путешествовать у меня не было. А здесь – я путешествую! Я ездил в Фэрбанкс, побывал в Барроу, добрался до Валдиза на пароме – потрясающая красота, бесконечная... Четыре часа на пароме, и вокруг тебя, по обе стороны, Аляска!
- Что такое «дух Аляски»?
- Как мне кажется, это ее природа. Когда ты выезжаешь из города и его огни остаются у тебя за спиной. Здесь, в этом домике в Уиллоу, ночью можно увидеть полярное сияние – вот что я имею в виду. И еще – смена сезонов. Это великолепно! Лютая зима и чудесное лето! В летний сезон кажется, что световой день бесконечен...
Аляска – это остров. Огромный остров. На машине можно объехать менее одного процента территории! Это приключение! Это огромное прекрасное место, где у меня есть новообретенная свобода...
- С незапамятных времен на Аляске проживали коренные народы, потом здесь высадились русские, а затем эта территория перешла к Соединенным Штатам. У кого же больше прав на Аляску?
- Я бы сказал, что у коренного населения. Если оглянуться в прошлое и посмотреть на то, что происходило здесь на Аляске, то можно отметить, что то же самое происходило и в "Нижних 48" штатах. "Великий белый отец" объявился на Востоке как раз в те давние времена, когда коренные народы, индейцы, свободно жили на своих землях. Можно было пить из любого источника, дышать свежим воздухом – это был настоящий райский сад. И Аляска была такой же землей. Поразительно, каким образом людям здесь удается вот уже на протяжении 10 000 лет – или даже более – жить в гармонии с природой.
- Коренные аляскинцы – эскимосы-инупиаты, эскимосы-юпики, алютики, индейцы тлинкиты, атапаски, хайда и другие – велика ли их роль в жизни современной Аляски?
- Интересный вопрос… Будучи сам индейцем, но не с Аляски, я могу провести определенные параллели с укладом жизни местного коренного населения. Я общался здесь с коренными жителями в их среде и пришел к определенным выводам. Безусловно, в жизни коренных народов Аляски есть много общего с тем, что происходит в "Нижних 48". Например, утрата своих традиций, потеря тех духовных опор, которые у нас были в прошлом. Проблемы, с которыми сталкивается коренное население Америки, например, семейное насилие, алкоголизм, жестокое или безответственное обращение с детьми... Все эти проблемы весьма актуальны для многих из тех коренных аляскинцев, с которыми я здесь имел возможность общаться.
- Аляска и «Нижние 48» штатов: сильно ли отличается здешняя жизнь от тамошней?
- Первое, что мне показалось интересным, когда я приехал сюда, это то, что ты либо живешь на Аляске, либо вне ее. Аляска – это как отдельная территория, даже другая страна. Как будто некий эксперимент. Кроме того, главным источником доходов здесь всегда были нефтедобыча – причем ежегодные нефтяные дивиденды недавно были очень сильно урезаны – и занятость в военной сфере. Одна из тех вещей, которые я вынес для себя в результате общения с нашими племенными старейшинами в Монтане, это то, что, по их мнению, военные расходы приводят к банкротству. Вы желаете разрушить целую нацию? Попробуйте вбухать деньги на войну, ведь эти деньги, потраченные на вооружения, уже не вернутся в производительную часть экономики. Здесь на Аляске я осознал, что люди, имеющие отношение к военной службе и зарабатывающие этим на жизнь, обладают своеобразным образом мыслей по отношению к остальному человечеству... Их образ мыслей продиктован этими деньгами. Причем в гораздо большей степени, нежели в "Нижних 48".
- Документальные сериалы про Аляску, выходящие на познавательных каналах, отражают или же искажают местную действительность?
- Сама Аляска отображена верно, но в них присутствует значительная доля сенсационности. Видно, что многие вещи очень постановочные, именно поэтому на телевизионной картинке аляскинская жизнь не выглядит естественной. Я общался с героями этих сериалов и мы обсуждали с ними то, как им приходилось снимать и переснимать дубли, раз за разом. Поэтому я бы отметил, что все эти шоу несут в себе определенный заряд ажиотажа, потому что их цель – продажа рекламного времени. Кроме того, не уверен, что это общеизвестно, правительство Аляски в значительной мере финансирует производство документальных сериалов, таких, как "Смертельный улов" или "Ледовый путь дальнобойщиков". У него есть специальные фонды, из которых выделяются значительные средства на кинопроизводство.
- Где, на ваш взгляд, находится самое красивое место на Аляске? Почему вы так считаете и чем это место стало столь особенным для вас?
- Я бы сказал, это место находится у меня в голове. Это свобода наслаждаться природой и горами. Но географически, на данный момент, это Валдиз. Скользить по морской поверхности и видеть всю эту нетронутую прибрежную природу – деревья и возвышающиеся за ними ледники... Я почувствовал себя совершенно незначительным по сравнению с тем светом, что зажег мою жизнь...
В духовном смысле у нас, индейцев, никогда не было какой-то внешней силы, которая указывала бы нам, кому молиться или о чем должны быть наши молитвы. Я черпаю свою энергию от солнца. Я беру ее из воздуха и впитываю ее в себя.
- Какое ваше любимое блюдо аляскинской кухни? Есть ли у вас его особый рецепт?
- Борщ! Это русское блюдо, но оно имеет отношение к Аляске. У меня здесь довольно много русских друзей и они всегда угощали меня борщом – и подавали его с улыбкой. Ведь это традиция, а не просто блюдо. Это связь с людьми, которые готовят его для тебя, и связь с их культурой. Связь с поколениями...
- Что вы знаете о Русской Америке или русском наследии на Аляске?
- Кое-что. Были и межкультурные столкновения... У меня в голове все вертится вопрос, связанный как с покупкой Аляски, так и с покупкой Луизианы: каким это образом кто-то может прийти откуда-то и заявить права на чужой дом? А потом просто продать его еще кому-то? Это как если к тебе кто-нибудь домой заявится и скажет: о, отличный дом, заберу-ка я его со всем, что у тебя есть. И затем еще подвергнет тебя унижениям...
- В этом году исполняется 150 лет передачи Аляски Соединенным Штатам: что именно вы об этом знаете?
- Да, я в курсе этой даты. Не могу припомнить имя президента, при котором была совершена покупка, но помню, что его подвергли остракизму за эту сделку. "Холодильник на Севере", так называли тогда Аляску. А вот еще что интересно: по слухам, когда Соединенные Штаты купили Аляску, они вернули все потраченные деньги благодаря торговли пушниной. Фактически, меха морских бобров и пушные звери окупили эту сделку.
- Россия… Что это для вас?
- Я американец. Я вырос в Америке и всегда слышал: "Русские то, русское се"... Но здесь, на Аляске, я узнал о русской культуре и она меня очаровала. Один из моих близких друзей женат на русской женщине и я ощущаю прочную связь с русской культурой.
- Америка и Россия: мы враги? Или нет?
- Да, на государственном уровне. Но, зная лично местных русских, считаю, что они замечательные люди!
- Что бы вы сказали самому обыкновенному русскому человеку при встрече?
- В первую очередь, я бы не говорил о себе, а задавал вопросы, чтобы этот человек из России поделился бы со мной историей своей жизни. Я хотел бы узнать об его или ее отношении к жизни. Я бы слушал этого человека, чтобы вдохнуть аромат его или ее личности. А уж затем рассказал бы о себе.
- Что такое для вас Американская мечта?
- Я женился, когда мне было 18 лет. Моей американской мечтой тогда было иметь семью, бизнес и ранчо. Все это пошло прахом. Я покинул ранчо и начал бизнес в городе. Моей американской мечтой по-прежнему было иметь собственное дело. И она была разрушена с моим разводом. После этого я уехал на Аляску и теперь моей личной американской мечтой является желание быть самим собой. Ощущать связь с собственной духовностью. Ощущать связь с Богом, чтобы никто другой не мог мне указывать, чем я должен быть. Теперь у меня очень мало собственности, но взамен я обрел свое истинное "я". Это было удивительное путешествие! В духовном смысле у нас, индейцев, никогда не было какой-то внешней силы, которая указывала бы нам, кому молиться или о чем должны быть наши молитвы. Я черпаю свою энергию от солнца. Я беру ее из воздуха и впитываю ее в себя. Мне не нужен в этом посредник и то же относится к религии. В течение своего жизненного путешествия я пришел к выводу, что единственное, что объединяет духовность и религию, это то, что они вызывают зависимость. Духовность – это связь с самим собой, я чувствую Бога и ощущаю, что я словно бы нервное окончание этой энергии. Когда я хочу услышать Бога, то прислушиваюсь к ребенку. Слушаю его вопросы или его смех. Ведь смех – это универсальный язык, это настоящее волшебство – и оно в моем распоряжении. Я верю в то, что мы все обладаем духовной общностью. Испытывая сомнения, я ощущаю духовную связь с людьми и именно это придает мне жизненную энергию!
У меня в голове все вертится вопрос, связанный как с покупкой Аляски, так и с покупкой Луизианы: каким это образом кто-то может прийти откуда-то и заявить права на чужой дом? А потом просто продать его еще кому-то? Это как если к тебе кто-нибудь домой заявится и скажет: о, отличный дом, заберу-ка я его со всем, что у тебя есть. И еще подвергнет тебя унижениям...
- С кем – только одним – из выдающихся представителей Аляски прошлого или настоящего вы хотели бы побеседовать?
- Это не какой-то конкретный человек, а люди. Я люблю общаться с людьми, особенно с коренными американцами, с теми, кто не одурманен, кто находится в трезвом рассудке, с кем я могу поговорить о жизни сейчас и о том, какой она была раньше. Я не могу не упомянуть и о моем общении с русскими семьями здесь, это настоящее волшебство... Занимаясь строительством и ремонтом с тех пор, как я приехал на Аляску, мне приходится часто бывать в домах своих заказчиков. И вот я иду в дом к белым американцам и вижу фаст-фуд на столе. Телевизор работает так громко, что даже думать трудно. И такая семья не сидит за столом и не общается. Я иду в русскую семью и первое, что я вижу, это тарелка борща! Они беседуют друг с другом, а телевизор при этом выключен. Вот что мне приходит на память, когда я думаю о местных русских семьях. Я ощущаю их духовную связь друг с другом, которая проявляется в общении.
- Какой будет Аляска в 2034 году, через 17 лет?
- Честно? Меня беспокоит, что политики могут устроить войну. Что власть и деньги загрязняют нашу Землю. И еще глобальное потепление... Мне приходится много ездить по Штатам. Я также путешествовал в Новую Зеландию, Ирландию и Шотландию. Везде я вижу одно и то же: природа страдает. Деревья умирают. Когда ты направляешься на Аляску, то летишь из Сиэтла в Анкоридж. Ты следуешь за солнцем, оно движется с той же скоростью, и ты не теряешь ни одного светового часа. И за последние 4 года, летая таким образом, я стал замечать толстую коричневатую дымку. Она постоянно уже присутствует. И всего пару лет назад я ездил туда, где вырос, в горы Монтаны. Там есть одно место на возвышенности, откуда открывается вид на 60-70 миль вдаль. Можно даже увидеть город на горизонте. И вот сейчас это уже невозможно, не видно даже половину того расстояния, что раньше, потому что мешает дымка. А ведь это загрязнения. Поэтому в будущем я вижу людей, машины, я вижу загрязненную Землю...
Made on
Tilda