Стопроцентный аляскинец
Образ Джима Ланье, врача из Чугиака, навевает воспоминания о наиболее ярких персонажах из произведений Джека Лондона. Многократный участник знаменитых соревнований на собачьих упряжках "Айдитарод", известных также как "Последняя Великая гонка на Земле". Охотник, рыбак, певец-баритон, бейсбольный эксперт... В общем, стопроцентный аляскинец!
Ровно 50 лет назад причудливый круговорот жизни занес Джима на Аляску, где он и обосновался. Полвека спустя он вспоминает некоторые из самых ярких моментов его жизни и заглядывает вперед, в будущее.
- Как долго вы живете на Аляске – и почему вы все еще здесь?
- Я живу на Аляске уже 50 лет, с 1967 года. Я родился в Вашингтоне, а вырос в городке Фарго в Северной Дакоте. Я остался и живу здесь потому, что этот край мне понравился с первого взгляда: его люди, земля, горы, реки, ледники и тундра... И, разумеется, меня увлекли местные занятия: сначала это была спортивная рыбалка, я по ней просто с ума сходил. Но затем, в восьмидесятых, я занялся профессиональным рыболовством и вылавливал сотни, даже тысячи рыб на невод. И это просто-напросто убило мой интерес к спортивной рыбалке: я в каком-то смысле пресытился. Зачем тратить столько времени и ловить одну-единственную рыбину на спиннинг? Так или иначе, я занимался профессиональной рыбной ловлей в течение 10 лет. И это пересеклось с моим интересом к гонкам на собачьих упряжках, главному аляскинскому спорту. Хотя мне по-прежнему нравится встречать новых людей, брать их на рыбалку и наблюдать за тем, как они ловят рыбу. Все это, до какой-то степени, является ответом на вопрос, почему я все еще здесь.
- Аляска – это…
- ...в основном состояние души.
- Что такое «дух Аляски»?
- Аляскинцы считают, что они независимые, изобретательные и находчивые. И, до некоторой степени, твердые духом и неунывающие. Насколько это соответствует действительности? Трудно сказать. Мы считаем себя частью Соединенных Штатов, и это действительно так, но такой, удаленной частью. Мы говорим о "Нижних 48" штатах, как о "внешнем мире". И подобный настрой отражает местный дух.
Я живу здесь, на Аляске, потому, что этот край мне понравился с первого взгляда: его люди, земля, горы, реки, ледники и тундра....
- С незапамятных времен на Аляске проживали коренные народы, потом здесь высадились русские, а затем эта территория перешла к Соединенным Штатам. У кого же больше прав на Аляску?
- У коренных жителей Аляски. У них больше прав – так и должно быть. У американского правительства ушел не один год на полное признание этого факта. Этого не происходило до той поры, пока правительство не решило прокладывать нефтепровод на Аляске, а это, в свою очередь, потребовало наличия договоренностей с коренным населением о правах на землю. И вот тогда оно и предоставило им эти права. Поэтому у коренных народов Аляски имеется больше всех прав на эту землю – и они не намерены на этом останавливаться. Что касается русского и американского влияния, все это также происходило, но оформлялось без большого общественного резонанса. Однако, в этом, 2017-м году, 18 октября, в День Аляски, в 150-летнюю годовщину продажи Аляски, эти события будут отмечаться в Ситке с большим, нежели обычно, размахом. Представителей коренных народов Аляски туда не пригласили, да они и не отмечают эту дату. В самом деле, с их точки зрения, что тут праздновать? Пришли русские и отняли у них их землю, затем они продали ее американцам. Это очень похоже на то, что сейчас происходит с Днем Колумба, общенациональным американским праздником. Когда я учился в школе, Колумб считался крупным историческим героем, открывшим Новый свет. Но что она за фигура для коренных американцев? Что значит, "открыл"? Это мы открыли его! Он не являлся героем для них тогда, не является и сейчас. И сегодня не только коренные американцы, но и американцы в целом начинают по-другому оценивать эту фигуру. Вот и здесь, на Аляске, когда речь заходит о коренных народах, о русских и об американцах, можно провести некоторые параллели.
- Коренные аляскинцы – эскимосы-инупиаты, эскимосы-юпики, алютики, индейцы тлинкиты, атапаски, хайда и другие – велика ли их роль в жизни современной Аляски?
- Я бы не стал заниматься точными подсчетами, но их роль сегодня гораздо больше, чем 50 лет назад, когда я впервые приехал на Аляску. Раньше коренные народы были, можно сказать, поражены в правах и в возможностях. Это касалось и их системы здравоохранения, чему я сам был свидетелем. Теперь же у них есть собственная система медицинского обслуживания, включая больницы. Огромную роль в этом сыграл Закон об урегулировании прав на землю, принятый в семидесятые годы. Его вступление в силу дало старт строительству Трансаляскинского нефтепровода, были также учреждены Корпорации коренного населения Аляски, которые были образованы по всей территории штата. Сейчас существует примерно 15 таких корпораций. Они представляют собой независимые бизнес-структуры, основанные на племенном принципе, что закреплено в этом законе. Например, вот здесь, в Чугиаке, по ту сторону железнодорожных путей, где я езжу на собаках, земля принадлежит Корпорации коренного населения "Эклутна". И держателями акций этих корпораций являются коренные жители того или иного конкретного района Аляски. Соответственно, эти корпорации действуют в деловых интересах коренных народов. Некоторые весьма успешно, некоторые не очень.
- Аляска и «Нижние 48» штатов: сильно ли отличается здешняя жизнь от тамошней?
- Думаю, что многие аляскинцы именно так и считают, но ко мне это не относится. Я думаю, что жизнь у людей, что здесь, что там, примерно одинаковая. Возможно, люди здесь считают себя более независимыми, но я не уверен, что это так. Тем не менее, если сравнивать местный образ жизни с жизнью в городах в "Нижних 48", то на Аляске люди гораздо больше времени уделяют активным занятиям на природе, таким, как охота, рыбалка, туристические походы, скалолазание и даже собирание ягод. Дело в том, что в "Нижних 48" эти вещи просто менее доступны. Там надо куда-то ехать ради этого. Но все же, в целом жизнь людей там и тут похожа.
- Документальные сериалы про Аляску, выходящие на познавательных каналах, отражают или же искажают местную действительность?
- Искажают. Да, это реальные съемки аляскинцев на Аляске, но во-многом это просто постановка. Я смотрел не так много подобных программ, но кое-что видел, например, о рыбалке или езде на собачьих упряжках. Также я посмотрел несколько серий "Смертельного улова", про ловлю крабов в Беринговом море. Еще я видел какой-то сериал о людях, живущих в районе реки Танана, они там ездили на собачьих упряжках и на снегоходах. Там все по-настоящему с точки зрения съемочного материала. Однако, комментарий, закадровый голос, искажает действительность. И речь идет не только об озвучке. Там многое сделано не так, как в реальной жизни. Например, диалоги персонажей фильма: они надуманные. Я сам занимаюсь уже несколько десятков лет ездой на собачьих упряжках, поэтому знаю, о чем идет речь. Но есть и исключения. Например, фильм Лэнса Макки (четырехкратного победителя "Айдитарода", прим. редактора), 'The Great Alone'. Строго говоря, это не реалити-шоу, а документальный фильм. Но это потрясающий фильм! Вот там все, как на самом деле – и езда на собачьих упряжках и, вообще, образ жизни машера, то есть погонщика собак.
- Где, на ваш взгляд, находится самое красивое место на Аляске? Почему вы так считаете и чем это место стало столь особенным для вас?
- Самое красивое… Могу показать его (приносит фотографию пейзажа в рамке). Это мое собственное фото. Я ездил туда на собаках. Это место расположено примерно в 6 часах езды от Чугиака по хайвею и затем надо еще проехать 18 миль на собаках по бездорожью. Это было осенью, поэтому мы ездили туда на квадроцикле, запряженном в собачью упряжку. Разбили там лагерь, охотились и рыбачили, это было чудесно – настоящие аляскинские приключения! И вот эта самая фотография была сделана в районе нашего охотничьего лагеря, рядом с очень красивым, очень глубоким и кристально-чистым озером, полным рыбы – форели и хариуса. Еще там было множество лосей и оленей-карибу... И я не хотел бы рассказывать о точном расположении этого места или о том, как оно называется, потому что мне не хочется, чтобы туда хлынул народ! Это мое потайное место. Я провел там замечательное время с друзьями и одним из моих сыновей. Это действительно мое особенное место.
Мой отец был в том числе и политиком, очень активным деятелем Демократической партии. Он всегда говорил мне: Джимми, в России плохое правительство, но народ там хороший, с народом там все в порядке.
- Какое ваше любимое блюдо аляскинской кухни? Есть ли у вас его особый рецепт?
- Мое любимое аляскинское блюдо, вне всяких сомнений, – это королевский лосось или чавыча. Это самый большой лосось из всех лососевых. У меня есть мой любимый рецепт, но я не скажу его (смеется). Однако, в рецепт этого блюда входит приправа из смеси лимонной цедры и черного перца.
- Что вы знаете о Русской Америке или русском наследии на Аляске?
- Кое-что знаю. Я читал о Витусе Беринге, Александре Баранове и о всех тех, кто прибыл с Барановым на остров Кодьяк и в Ситку. Я также встречал православных священников и общался в деревнях с представителями коренных народов, причем многие из них по-прежнему исповедуют православие. Когда-то, когда я сюда только приехал, некоторые из них даже говорили по-русски в качестве своего второго языка. Не уверен, что это сохранилось сегодня... Так что, если вкратце, то я знаю кое-что о русском наследии на Аляске.
- В этом году исполняется 150 лет передачи Аляски Соединенным Штатам: что именно вы об этом знаете?
- Конечно, я знаю об этой годовщине! У меня русская жена, Анна. Мы ездили в прошлом, 2016-м году, в Ситку на День Аляски, он отмечается 18 октября. И не просто ездили, а, фактически, помогали организовывать это празднование. Мы были там вместе с нашим хором, он называется "Русско-американские колониальные певцы". Анна и я, вместе с остальными участниками, давали выступления в Ситке, как на сцене в местном концертном зале, так и на борту круизного лайнера. Мы приняли участие в параде, а также в традиционной церемонии на вершине Замкового холма, том самом месте, где в 1867 году был спущен российский флаг и поднят американский. Мы с женой входим в число основателей нашего хора: он был создан примерно 15 лет назад. И хор по-прежнему существует. Мы там поем русские песни, не только фольклорные, но и церковные, а также классику и даже русскую поп-музыку.
- Россия… Что это для вас?
- Я думаю, там множество замечательных людей, скажем так. Благодаря моей русской жене у меня была возможность побывать в России: я ездил туда четыре раза и видел самых разных людей. Во время моей первой поездки я познакомился с местными артистами: это был гастрольный тур в Магадан. Было здорово, я исполнял со сцены русскую народную песню "Блоха"! Затем, в 1995 году, принимал участие в гонках на собачьих упряжках, она происходила на Чукотке и называлась 'Hope' по-английски или "Надежда" по-русски. Я также дважды побывал в Ставропольском крае, родных местах моей жены, познакомился там с ее родственниками и друзьями. Кроме того, посетил Москву и Санкт-Петербург, это уже была классическая туристическая поездка. В целом, я встретил там замечательных людей. Возможно, о русском правительстве этого не скажешь, но о каком правительстве так можно сказать? Это во всем мире так: народ хороший повсюду, а вот правительства далеко не всегда.
- Америка и Россия: мы враги? Или нет?
- Во время "холодной войны" мы были врагами. Так считалось здесь и так считалось в России. В девяностые годы, с распадом Советского Союза, наступила "оттепель" и наши отношения стали почти теплыми. Я бы сравнил их тогда с отношениями во время Второй мировой войны, когда мы были союзниками. В конце войны русские и американские солдаты вместе отмечали победу. Но это долго не продлилось. Я рос в эпоху "холодной войны" и в нашей начальной школе проводились учения в случае воздушного нападения. При ядерной атаке начинали выть сирены и мы, дети, должны были прятаться под партами. Очевидно, что Советский Союз был врагом в те времена. Мой отец был в том числе и политиком, очень активным деятелем Демократической партии. Он всегда говорил мне: Джимми, в России плохое правительство, но народ там хороший, с народом там все в порядке. И я могу сказать то же самое, основываясь на собственном опыте общения с русскими людьми в России и на Аляске, потому что здесь, в Анкоридже, живет много русских. Но после "оттепели" девяностых наши отношения вновь ухудшились. Мне кажется, мы не такие враги, как во время пика "холодной войны" в пятидесятых и шестидесятых, но все же наши отношения сейчас совсем не такие, какими они были в девяностые годы.
- Что бы вы сказали самому обыкновенному русскому человеку при встрече?
- Я бы сказал: moi drug, kak dela? (смеется)
- Что такое для вас Американская мечта?
- В первую очередь, я мечтаю об Америке без Трампа. Это объясняет мои политические взгляды. И еще я мечтаю об Америке, которая станет для каждого страной своей мечты.
Через 17 лет Аляска будет теплее. Она точно будет теплее...
- С кем – только одним – из выдающихся представителей Аляски прошлого или настоящего вы хотели бы побеседовать?
- Таким человеком, с которым я бы хотел, но не имею возможности поговорить, является моя первая жена. Ее зовут Энн и она уже умерла. Мне было бы очень интересно, очень важно вновь побеседовать с ней. О наших детях, о том, как у них идут дела. Мы прожили вместе 25 лет и это было хорошее время. Она по-прежнему много значит для меня. Она, без сомнения, является выдающейся аляскинкой, как в личном отношении, так и в профессиональном смысле, ее сферой деятельности были медицинские исследования. Энн всегда стремилась к совершенству и я уверен, что сейчас она состоит во Всеаляскинском женском Зале славы, если такой имеется...
- Какой будет Аляска в 2034 году, через 17 лет?
- Теплее. Она точно будет теплее...
Made on
Tilda