Заглядывая в будущее Аляски
Мэра Киммел, соосновательница Аляскинского института права, юрист в области защиты прав человека и... Первая леди Анкориджа, рассказывает о современной Аляске и о том, что лежит там, за горизонтом...
Первая леди Анкориджа делится своим видением будущего 49-го штата и рассуждает о таких вызовах глобальному лидерству Аляски грядущего, как строительство эффективного мультикультурного общества и экономики, основанной на возобновляемых источниках энергии.
- Как долго вы живете на Аляске – и почему вы все еще здесь?
- Я живу на Аляске с 1984 года и я все еще здесь потому, что здесь по-прежнему мне есть чем заняться, столько интересных дел, столько возможностей принести пользу обществу. Аляска бесконечна и красива, я люблю эту землю. Но вот прямо сейчас картина не столь радужна, потому что наступил декабрь.
- Аляска – это…
- ...мой дом.
- Что такое «дух Аляски»?
- Мне кажется, что это возвращение к той Аляске, которая была здесь раньше. Это место, где мы все можем мечтать о лучшем будущем. Место, где общество жизнерадостное и гармоничное. Я думаю, что сегодня мы наблюдаем больше энтузиазма, энергии и уверенности касательно того, как меняется наш мир. Надеюсь, что на Аляске и, в целом на Севере, у нас будет возможность эффективно решать проблемы изменения климата, справляться с наплывом беженцев и с вызовами, которые возникают в изменяющейся мировой экономике. Надеюсь, Аляска станет примером для всего мира в том, как можно решать такие проблемы.
Анкоридж – самый красивый город на Аляске!
- С незапамятных времен на Аляске проживали коренные народы, потом здесь высадились русские, а затем эта территория перешла к Соединенным Штатам. У кого же больше прав на Аляску?
- Отличный вопрос! Тот факт, что Аляска до сих пор воспринимается, как необжитое, дикое и девственно чистое место, является заслугой ее коренного населения. Именно они создали и донесли до нашего времени систему ценностей, которая сохранила Аляску такой, какой она есть. И нынешние аляскинцы, уже не коренного происхождения, заимствовали эту систему и живут согласно ей. Так что я не думаю, что существует вопрос права на землю, потому что земля – это нечто, что переживет время, историю и людей. Думаю, что это касается в большей степени конкретного места и идентичности. И понимания того, где ты живешь и какие ценности несет в себе эта земля.
- Коренные аляскинцы – эскимосы-инупиаты, эскимосы-юпики, алютики, индейцы тлинкиты, атапаски, хайда и другие – велика ли их роль в жизни современной Аляски?
- Невероятно велика. Две основные наши современные ценности, жизнерадостность и гостеприимство, происходят из традиции коренных народов Аляски. Сам факт, что коренное население жило на этих землях в гармонии с природой в течение 10 000 лет, говорит о том, что им удалось создать очень эффективную систему ценностей, учитывая, какие непростые здесь условия существования. Кроме того, в Анкоридже недавно отмечали столетнюю годовщину с даты основания города, и именно его исторические хозяева, племя атабасков денаина, приветствовало здесь тех, кто поселился позже. Это является ярким доказательством того, что эти ценности – гостеприимство и жизнерадостность – по-прежнему являются фундаментальными в жизненном укладе современной Аляски.
- Аляска и «Нижние 48» штатов: сильно ли отличается здешняя жизнь от тамошней?
- Да. Они одеваются по-другому. Здесь, на Аляске мы одеваемся исходя из комфорта и практичности. Хотя в целом Аляска становится все более похожей на остальной мир из-за глобализации. То, что действительно делает Аляску уникальной, это наличие культуры коренных народов и то влияние, какое она оказывает на местную жизнь и традиции. Это действительно отличает Аляску от того, что я вижу в "Нижних 48", когда бываю там.
- Документальные сериалы про Аляску, выходящие на познавательных каналах, отражают или же искажают местную действительность?
- Честно говоря, я не смотрела ни одного из них и поэтому не могу квалифицированно судить. Однако, мне кажется, такие сериалы все-таки до какой-то степени искажают действительность, потому что это драма, преувеличение. Что я знаю наверняка, так это то, что все эти сериалы, выходящие на каналах Discovery и National Geographic, пользуются большой популярностью в Европе и впечатление об Аляске европейская аудитория составляет именно таким образом.
- Где, на ваш взгляд, находится самое красивое место на Аляске? Почему вы так считаете и чем это место стало столь особенным для вас?
- Их столько! Лично мне больше всего нравятся места во Внутренней Аляске, потому что там у меня возникает ощущение, будто я достигла конца дороги. Там ты чувствуешь, что находишься на вершине мира, в буквальном смысле! Есть во Внутренней Аляске что-то дикое, первозданное... Это особое место для меня. И осенние краски, это просто изумительно: я нигде не видела ничего подобного. А весной, когда смотришь на полярное сияние и слышишь, как оно потрескивает в небе – более необычных звуков я не слышала! Но, разумеется, если говорить о городах Аляски, то Анкоридж – ее самый красивый город!
Дух Аляски – это возвращение к той Аляске, которая была здесь раньше. Это место, где мы все можем мечтать о лучшем будущем.
- Какое ваше любимое блюдо аляскинской кухни? Есть ли у вас его особый рецепт?
- Мои вкусы меняются. В основном мой рацион сейчас состоит из вегетарианского меню, поэтому я бы не сказала, что являюсь большой поклонницей мясной аляскинской кухни. Но я съела свою долю оленины и лосятины. Я даже пробовала мясо морского бобра и мой совет: этого делать не стоит! (смеется) Мне очень нравится то, что мы здесь выращиваем. Например, арктическая кинза, она просто восхитительна! Думаю, аляскинская кухня начинает все более и более отражать смешение культур, которые происходят здесь, на Крыше мира. Какое удивительное чувство ты испытываешь, когда идешь в расположенный в анкориджском районе Маунтин-Вью немецкий ресторан, принадлежащий выходцу из южной части Тихого океана!
- Что вы знаете о Русской Америке или русском наследии на Аляске?
- Большую часть своих познаний об этом я почерпнула, когда работала в деревнях, расположенных в южной части Кенайского полуострова и в районе пролива Принца Уильяма, где живет коренное население. Там и по сей день сохраняется богатое русское наследие, в том числе, православная религия. И что еще мне нравится, как еврейке: мы, как и православные, не отмечаем Рождество, когда все вокруг его отмечают! (смеется). Поэтому русское православное Рождество и Пасха – это действительно большие праздники здесь. И вот такая интеграция русской религии и культуры в общеаляскинскую культуру является для меня очень интересным, очень важным явлением.
- В этом году исполняется 150 лет передачи Аляски Соединенным Штатам: что именно вы об этом знаете?
- Конечно, это было в 1867 году! И это не просто дата для меня: я в курсе тех исторических событий.
- Россия… Что это для вас?
- Я чувствую родство и притяжение и тому есть ряд причин. Например, географическая близость России к нам, а также тот факт, что у меня есть русские корни и моей семье пришлось покинуть Россию из-за нашего вероисповедания. Это довольно сложные отношения, и лично для меня, и, в наше время, на межгосударственном уровне. Но я люблю русскую историю, литературу и язык.
- Америка и Россия: мы враги? Или нет?
- Интересный вопрос... Российский Дальний Восток и Аляска образуют единое целое с точки зрения живущих тут испокон веков арктических сообществ. И эти связи оказываются порой сильнее тех противоречий, которые имеются между нашими странами в целом. Именно в силу этого я считаю, что мы не враги.
- Что бы вы сказали самому обыкновенному русскому человеку при встрече?
- Я бы обсудила то, как много между нами общего. А также то, как мы здесь, на Крыше мира, можем иметь различия и при этом сотрудничать друг с другом.
- Что такое для вас Американская мечта?
- Моя версия американской мечты такова: ты можешь стать тем, кем хочешь стать. И мечтать об этом.
Мы на верном пути: через 17 лет Аляска станет лучшим местом.
- С кем – только одним – из выдающихся представителей Аляски прошлого или настоящего вы хотели бы побеседовать?
- Элизабет Ператрович, правозащитница. Думаю, в результате именно ее усилий вопрос гражданских прав стал актуальным в нашем штате. Она начала заниматься этим еще в 1940-х, задолго до того, как борьба за гражданские права приобрела в Соединенных Штатах массовый характер.
- Какой будет Аляска в 2034 году, через 17 лет?
- Надеюсь и рассчитываю на то, что мы сможем построить экономику, основанную на возобновляемых источниках энергии. Думаю, мы удивимся тому, насколько эффективно разные культуры, сосуществующие здесь, могут взаимодействовать друг с другом и совместно создавать возможности для реализации нашей общей американской мечты. Думаю также, что мы разработаем эффективные подходы для адекватного реагирования на глобальное изменение климата. Мы на верном пути: через 17 лет Аляска станет лучшим местом.
Made on
Tilda