Между Аляской и Россией
Аллан Энгстром родился и вырос в Джуно: профессиональный рыболов, эксперт по Русской Америке и отец двух детей русско-американского происхождения.
Прожив не один год в России и говоря свободно по-русски, Аллан рассказывает об Аляске и о стране, которую он называет своей второй родиной.
- Как долго вы живете на Аляске – и почему вы все еще здесь?
- Я родился в Джуно, столице Аляски, 28 сентября 1969 года. Мой прадед приехал на Аляску во времена "золотой лихорадки" и обосновался в городке Рангелл, где открыл магазин хозтоваров. Дед был оптовым закупщиком рыбы в 30-е годы прошлого века, а затем стал политиком, сенатором от штата. Он также был председателем Республиканской партии в штате Аляска с 1936 по 1956 год. А бабушка стала первой женщиной, избранной в местные органы власти здесь, в Джуно. Таким образом, мои корни на Аляске уходят на четыре поколения назад. Поэтому, раз я тут родился и вырос, для меня даже нет вопроса, почему я здесь. Это мой дом и именно поэтому я здесь.
- Аляска – это…
- ...моя родина, моя страна. Когда я езжу за границу, будь то Россия или другие страны, меня порой спрашивают: откуда ты? И я не говорю, что я из Соединенных Штатов. Я отвечаю, что живу на Аляске. Для меня это разные вещи. Аляска – это моя родина. А Америка – нечто другое. Бывает, что кто-то уточняет: Аляска – это Канада или Америка? Они не знают наверняка. Просто что-то слышали про Аляску. Такое часто случается в России, между прочим. Поэтому я, в первую очередь, не американский гражданин. Я – гражданин Аляски. Хоть я и американец и у меня американский паспорт, все-таки сначала я – аляскинец.
- Что такое «дух Аляски»?
- Аляска – это концептуально говоря, вещь в себе, отдельная территория, отдельная земля. Аляскинцы очень сильно отличаются от тех, кто живет в "Нижних 48", например, от калифорнийцев. Аляскинцы, как и все северные народы, например, русские, и я это говорю не только опираясь на свой жизненный опыт, а мне 48 лет, но и на основываясь на моем вот уже двадцатипятилетнем знакомстве с Россией, имеют много общего. Прежде всего, мы ненавидим высокомерие. Я как-то подарил нож одному своему другу, его зовут Джей Эриксон, он из Пеликана. Отличный нож стоимостью 150 долларов. И вот я спросил его: как тебе нож? И я знаю, что он убил оленя этим ножом. А Джей мне отвечает: он тупой. Он сказал мне правду! Если кто-то другой сказал бы мне такое, это прозвучало бы обидно. Но это мой брат, земляк-аляскинец, он просто дал искренний ответ. Если ты спросишь настоящего аляскинца, что он думает по тому или иному поводу, он скажет тебе правду, нравится тебе это или нет. А там, в "Нижних 48", они постоянно улыбаются, все очень вежливые. Но это пустые улыбки, неискренние. И вот это то, что сближает Аляску и Россию: у северных народов есть то, что я называют "глубокой душой". Возможно, это связано с тем, что у нас такие долгие и холодные зимы... Дружба на Аляске очень важна. Вот рядом сидит Крис Ховард, он однажды спас мне жизнь, или, по крайней мере, пытался (смеется)... И в России, по моим наблюдениям, нет ничего важнее дружбы. Если кто-то искренне называет тебя "братом", то это и есть то, о чем я говорю. Когда мы уходим в море на рыбную ловлю, мы называем друг друга братьями. Я всегда считал: один русский друг, или аляскинский друг, особенно это касается тлинкитов, стоит десяти "друзей" в "Нижних 48". Они там могут улыбаться, спрашивать, как твои дела, но как только пройдут мимо, то сразу о тебе забудут. Поэтому дружба на Аляске – это одна из тех вещей, которые делают этот штат столь особенным лично для меня.
Я, в первую очередь, не американский гражданин. Я – гражданин Аляски.
- С незапамятных времен на Аляске проживали коренные народы, потом здесь высадились русские, а затем эта территория перешла к Соединенным Штатам. У кого же больше прав на Аляску?
- Мне этот вопрос кажется почти риторическим. Именно те, кто жил здесь, на этой земле, испокон веков, тысячелетиями, имеют на это исключительное право. Это тлинкиты, атабаски, алеуты... Русские, я считаю, оставили значительное культурное наследие после себя, но сейчас у них нет прав на Аляску. Что касается американцев... эта земля принадлежит нам, это американский штат, им он и останется. При этом лично я, сам будучи аляскинцем в четвертом поколении, считаю, что именно коренные народы Аляски имеют первородное право на эту землю. Я здесь для них новичок, а вот они живут тут уже 10 000 лет.
- Коренные аляскинцы – эскимосы-инупиаты, эскимосы-юпики, алютики, индейцы тлинкиты, атапаски, хайда и другие – велика ли их роль в жизни современной Аляски?
- Одна из тех вещей на Аляске, которые меня восхищают, это то, что сегодня ее коренные народы играют гораздо более значительную роль, чем коренные жители других штатов. Это связано с тем, что исторически там сложилась система резерваций, что, на мой взгляд, очень похоже на апартеид: они пленники на своей собственной земле. А здесь, на Аляске, в семидесятые годы прошлого века было мощнейшее движение за свои права, оно дошло до Конгресса. И в результате был принят закон об урегулировании прав коренных народов Аляски на землю. Большой вклад в принятие этого закона внес сенатор от Аляски Тед Стивенс, мы его называли "дядя Тед". Вместо того, чтобы создавать резервации на Аляске и делать местные народы пленниками на собственной земле, в соответствии с законом было создано 12 корпораций коренного населения. В результате каждый коренной аляскинец стал акционером в одной из этих корпораций. Сами корпорации получили земельные наделы и возможность заниматься бизнесом. Одной из самых богатых корпораций стала корпорация Арктического региона, которой принадлежит земля, где в 1970-х открыли нефть. В этом смысле у Аляски имеется уникальный опыт отношений с коренным населением. Среди коренного населения по-прежнему имеется множество проблем, например, в некоторых деревнях сохраняется "сухой" закон, потому что там слишком высокий уровень самоубийств, связанный с потреблением алкоголя. Такая проблема действительно существует. Но при всем при этом Аляска остается уникальным штатом в Америке, когда речь заходит о выстраивании гармоничных отношений с коренными народами.
- Аляска и «Нижние 48» штатов: сильно ли отличается здешняя жизнь от тамошней?
- Аляска является совершенно отдельной территорией, я даже не считаю ее Америкой. Здесь практически все не так, как в "Нижних 48": от образа жизни до манеры одеваться. Я считаю, что Аляска – это самый необычный штат в Америке. И второе место после Аляски – это Гавайи. У нас очень большая и географически разнообразная территория. Аляска в два раза больше Техаса, крупнейшего по площади штата в "Нижних 48". И, разумеется, люди здесь живут совершенно по-другому. Здесь есть небольшие поселки, где в зимний период население сокращается до сотни человек. Они там в буквальном смысле живут за счет даров природы: рыбачат и охотятся. Но я бы не сказал, что Аляска не интегрирована в Соединенные Штаты. Здесь, на Юго-Восточной Аляске, в поселке Пеликан, я могу заказывать товары онлайн по Амазону и их сюда бесплатно доставят. Это часть США. Аляска пользуется всеми благами вхождения в Соединенные Штаты. Именно это делает ее таким экзотичным местом для туристов из "Нижних 48". Природа здесь столь величественна и так отличается от той, откуда они родом. Достаточно увидеть залив Глэйшер-Бэй. Порой американцы говорят, что в России по улицам ходят медведи. Однако, именно здесь, на Аляске, медведи действительно ходят по улицам! Помню, я вышел за порог и увидел рядом с домом черного медведя, который копался в моем мусоре! Такие вещи здесь постоянно случаются – это отнюдь не единичная история.
- Документальные сериалы про Аляску, выходящие на познавательных каналах, отражают или же искажают местную действительность?
- Причиной существования множества сериалов об Аляске является тот факт, что аляскинские законодатели предоставили налоговые льготы для кинопроизводителей. Это произошло совсем недавно. Есть реалити-сериалы, в которых, по моему мнению, аляскинская действительность отображается корректно. "Смертельный улов" – один из них. Очевидно, что действие там разворачивается согласно сценарному плану, но ведь эти парни действительно в море, ловят краба, рискуя своей жизнью. А есть и другие сериалы, они столь... отвратительны, это почти что, я бы сказал, порнография. И вот к таким шоу я бы отнес сериал "Семья из леса"! Эта самая семья Браунов, они на самом деле из Техаса. И вот они приехали на Аляску и делают вид, что живут в глуши в районе Хуна, здесь, на Юго-Восточной Аляске. По сериалу, они живут в доме в лесу, но на самом деле они живут в близлежащем лодже, где каждый вечер заказывают пиццу! Они также сжульничали, чтобы получить средства из Постоянного фонда Аляски. Каждый эпизод этого сериала – отвратительное отображение жизни на Аляске в виде штампов. Лучше бы они сделали сериал "Техасская семья из леса", ведь они оттуда. Я сам был на их съемочной площадке в Пеликане. Фактически, этот сериал наносит вред имиджу Аляски, потому что изображает аляскинцев в виде придурков. Каковыми мы не являемся. Это полная постановка, не имеющая никакого отношения к реальности. Я даже вступил в перепалку с одним из продюсеров этого сериала там, в Пеликане. Он мне сказал: Аллан, это реалити-шоу, а не реальность! На что я ему ответил: да ни хрена подобного, нет там ничего, похожего на правду...
- Где, на ваш взгляд, находится самое красивое место на Аляске? Почему вы так считаете и чем это место стало столь особенным для вас?
- Если говорить о городах, то самый красивый город Аляски – это Ситка, бывшая столица Русской Америки. Он комфортен для пеших прогулок. Из города открывается прекрасный вид на вулкан Эджком, а также на океан. На Аляске множество красивых мест, таких, как залив Литуйя-Бей, расположенный к западу от мыса Спенсер, там есть ледник, который спускается прямо в море. Когда я там побывал в первый раз, а это было всего 3 года назад, я почувствовал себя как турист в своем собственном штате! Там было так потрясающе красиво, что даже у меня, прожившего 48 лет на Аляске, просто перехватило дыхание... Еще одним таким местом является Сардж-Бей, где пропали моряки из экспедиции Беринга и Чирикова в 1741 году. Я хожу туда каждый вечер на катере, потому что рыбачу в этом районе ночью, бросив якорь. У меня в этой бухте возникает какое-то мистическое чувство...
Самый красивый город Аляски – это Ситка, бывшая столица Русской Америки. Он комфортен для пеших прогулок. Из города открывается прекрасный вид на вулкан Эджком, а также на океан.
- Какое ваше любимое блюдо аляскинской кухни? Есть ли у вас его особый рецепт?
- Аляска славится своей рыбой и ягодами. И моим выбором будет морская еда: нашему королевскому лососю, еще его называют чавыча, нет равных в мире! Будучи в "Нижних 48", рыбу я там не ем. В России я тоже рыбу не ем, по крайней мере, не ем лосося. Когда я вижу в продаже на московском рынке замороженную полгода назад горбушу, я понимаю, что это есть нельзя! Мы, профессиональные рыбаки, вообще горбушу не едим, это не рыба, а мусор. Мы ловим кижуча, королевского лосося, нерку, у нас столько хорошей красной рыбы! У меня много рецептов есть: и с палтусом, и с лососем, и с ягодами. Кроме того, мой отец делал восхитительный малиновый джем, самый лучший, на мой взгляд. Однажды он даже был удостоен награды "Блю Риббон" на всеаляскинской ярмарке в Анкоридже, это высшая награда в рамках всего штата. К сожалению, его уже нет с нами и больше никто такой джем не делает... Аляскинцы не высокомерны, за исключением случаев, когда речь заходит о рыбе. Но это не высокомерие, а уверенность. Мы абсолютно уверены в том, что у нас – самая лучшая рыба в мире! И рыбой дело не ограничивается: на Аляске еще и самая эффективная рыбная индустрия. Ее цель – сделать так, чтобы рыба у нас была высочайшего качества. Рыбным промыслом на Аляске управляют биологи, а не чиновники, как в других частях мира. Например, в этом году нам сказали, что в течение всего рыболовецкого сезона нельзя будет добывать королевского лосося, потому что его численность снизилась и необходимо сделать паузу. В результате вылов королевского лосося был полностью остановлен. В этом – сила Аляски как штата: у нас можно принять такое решение и не опасаться, что браконьеры будут нарушать запреты, как это происходит в России. Я знаю, что там это является огромной проблемой.
- Что вы знаете о Русской Америке или русском наследии на Аляске?
- У меня есть книга, которую я написал совместно с отцом: я уже 20 лет занимаюсь историей Аляски и Русской Америки. Эта книга посвящена первому управляющему Российско-Американской компании Александру Баранову. Он был первым губернатором Аляски: мы его так и называем здесь, хотя он и был русским. Баранов был значительно лучшим губернатором, чем многие американские губернаторы Аляски. Он установил Аляску в ее нынешних географических границах. Я считаю, что он и другие русские исследователи того периода внесли огромный вклад в становление Аляски. Если бы не русские, Аляска стала бы частью Канады, войдя в Британскую империю. Он сохранил ее. Я уверен, узнав, что Аляска теперь – часть Америки, Баранов перевернулся бы в своем гробу... Поэтому мы, аляскинцы, находимся в долгу перед русскими первопроходцами Аляски. Во время "холодной войны" у американской пропаганды была тенденция очернять русских в рамках истории Аляски. Русские поработили алеутов на Алеутских островах, они убивали их, они выстраивали их в ряд и расстреливали из мушкетов, чтобы определить, через сколько человек пройдет пуля. Это все было, но это только часть правды. Нам не рассказывали, сколько было смешанных русско-алеутских браков или как много коренных жителей обратились в православие. Или что у огромного количества местных жителей по-прежнему русские фамилии. Если вы откроете телефонную книгу на Кодьяке или в Уналашке, вы увидите там множество русских фамилий: Иванофф, Соболефф и так далее. Культурное наследие русских осталось и в географических названиях. У нас есть остров Чичагова, остров Баранова, остров Якоби, горы Рангелл, а также и городок Рангелл, как фамилия Врангель произносится по-английски. Мои предки как раз оттуда.
- В этом году исполняется 150 лет передачи Аляски Соединенным Штатам: что именно вы об этом знаете?
- Я, безусловно, знаю об этой годовщине. Я изучал историю России, поэтому знал о том, что эта дата приближается. Но здесь, на Аляске, ее особо не отмечают, разве что в академической среде, они устраивают конференции. Возможно, в Ситке будет празднование в октябре, на День Аляски... Но в Джуно никто не отмечает дату покупки Аляски, за исключением того, что это выходной день.
- Россия… Что это для вас?
- У меня очень прочные связи с Россией. Я жил там, я езжу туда вот уже более 25 лет, начиная с 1989 года. Я знаю эту страну так, как ее не знают даже аляскинцы, не говоря уже об американцах в целом. У меня в России двое детей, моя кровь течет в России. Я считаю, что Россия – моя вторая родина, хотя я и иностранец. В Москве или Тотьме я чувствую себя гораздо больше дома, нежели в Нью-Йорке или Вашингтоне.
- Америка и Россия: мы враги? Или нет?
- Я вырос в очень интересное время: конец "холодной войны" и я был тогда студентом Джорджтаунского университета в Вашингтоне, период с 1987 по 1991 год. Оглядываясь назад сейчас, я бы сказал, что мы – я и мои русские друзья – были "детьми Горбачева". Первый раз я побывал в Советском Союзе в 1989-м. Мы прилетели из Нью-Йорка в Бельгию и там пересели на рейс "Аэрофлота", а на крыльях самолета была надпись большими буквами: CCCP. Мне было немного страшно: я садился в самолет врага! Я так думал тогда, потому что мы выросли, думая, что русские могут нас уничтожить в ядерной войне в любой момент, что они были агрессорами. Всего несколькими годами ранее Рональд Рейган назвал Россию "империей зла". И вот я гляжу в иллюминатор и у меня волосы дыбом встают: СССР! Но затем, уже в России, я оказался в Калинине, сейчас это Тверь, и встретил там абсолютно нормальных людей. И вот тогда я подумал: какого черта мы враждуем с этими людьми, ведь они так похожи на нас! Особенно я это прочувствовал, будучи сам с Аляски. У меня там установились очень прочные связи с русскими людьми старшего поколения. Там, в Калинине, на нашем этаже в гостинице, где я жил, работала дежурная, уже пожилая женщина, бабушка. Она была замечательной женщиной и однажды пригласила меня к себе домой на обед. Ее звали Ольга Александровна, ей уже тогда было 74 года и она жила в своей маленькой однокомнатной квартирке с дочерью, которой было 40 лет. Однажды она рассказала мне о себе, и это был единственный раз, когда я видел, как она плакала. Она родилась на Украине и пережила голодомор, этот катастрофический голод. Она выжила и затем ее семья переехала в Тверь. Затем, через два года, началась война с Германией. Ее отец погиб под бомбежкой, а они с матерью стали беженцами и уехали в деревню, когда немцы оккупировали Тверь. Ужасное время, ужасная война! При этом Ольга Александровна всегда улыбалась, всегда сохраняла бодрость духа. И вот, рассказывая все это в своей маленькой квартирке, она вдруг сказала: Аллан, посмотри, как я живу. У меня есть кровать. У меня есть телевизор. Есть холодильник. После всего, что я пережила, разве мне нужно что-то еще?
Все, что у нее было, она выложила на стол, а было у нее очень немного. Вот это и есть русское гостеприимство и я никогда не забуду этого. У меня почти ничего нет, но я сниму с себя последнюю рубашку, потому что ты – мой гость!
Сегодня американская пропаганда и спецслужбы делают все, чтобы мы вновь стали врагами. Я думаю, что отчасти это связано с тем, что Америке нужен внешний враг. Американское правительство не может жить без врагов. Поэтому, говоря о духе России... это поколение пережило войну и победило нацистов. Мне всегда нравилось слушать истории дедушек и бабушек, истории людей старшего поколения в России.
- Что бы вы сказали самому обыкновенному русскому человеку при встрече?
- Ох, у меня было множество возможностей пообщаться с обыкновенным русскими людьми! Когда я знакомлюсь с русскими, то всегда говорю, что я с Аляски. И люди реагируют очень по-разному. Как-то раз я поймал такси и там сидел самый обыкновенный мужик. И он меня спросил: ты откуда, брат? А я ему ответил, по-русски: я с Аляски. Тогда он спросил: в России давно? Я ответил: с 1989 года. Он задумался и затем задал такой вопрос: так кто же продал Аляску, Путин или этот гад Ельцин?
Он вообще ничего не знал о том, кто продал Аляску и когда! И мне очень хотелось ему ответить: Горбачев! (смеется) У меня было столько интересных встреч с русскими за все эти годы. Россия – очень интересная страна, у русских действительно есть та самая "русская душа". И так было повсюду, где мне доводилось бывать: и Великий Устюг, и Магадан, и Камчатка... И вот этого нет в "Нижних 48". Там просто какая-то пустота. Поэтому русская душа очень похожа на душу аляскинскую: сначала семья, потом друзья.
- Что такое для вас Американская мечта?
- Я бы назвал ее аляскинской мечтой. Аляска – это не про то, чтобы делать деньги. Да, надо зарабатывать деньги на жизнь. Поэтому для Аляски американская мечта – это жить в своем ритме, делать то, что ты хочешь и быть счастливым при этом. И вот сейчас у меня все так и происходит: я занимаюсь рыбной ловлей в летний сезон. Не потому, что должен этим заниматься, а потому, что мне это нравится. Именно сейчас я могу сказать, что живу своей аляскинской мечтой. В течение 20 лет я был владельцем художественной галереи здесь в Джуно. Я просто ненавидел это, но это был мой заработок. Мне надо было раньше стать профессиональным рыбаком! И сейчас я уже старше и мне не надо ловить рыбу в море, чтобы зарабатывать себе на жизнь, я этим занимаюсь, потому что просто люблю ловить рыбу. Так что аляскинская мечта – жить, как тебе нравится и не беспокоиться о том, что кто-то будет мешать тебе в процессе (смеется). Например, в поселке Пеликан нет ни одного полицейского. Нам, аляскинцам, не нравится, когда федеральное правительство или еще какие-нибудь бюрократы пытаются учить нас жить. Мы законопослушные граждане, но меньше всего нам надо, чтобы какой-то умник указывал, что нам делать!
Нам, аляскинцам, не нравится, когда федеральное правительство или еще какие-нибудь бюрократы пытаются учить нас жить. Мы законопослушные граждане, но меньше всего нам надо, чтобы какой-то умник указывал, что нам делать!
- С кем – только одним – из выдающихся представителей Аляски прошлого или настоящего вы хотели бы побеседовать?
- Это русский, Александр Баранов. Как мы уже говорили, я – автор книги о нем и о подлинной истории русских на Аляске. Книги, которую, как я надеюсь, мои сын и дочь в России однажды прочтут и им будет не стыдно за нее. Я считаю именно его, вне всяких сомнений, величайшим аляскинцем, потому что он определил границы нашего штата. Без Александра Баранова и русских Аляски в ее нынешнем виде просто бы не существовало. Поэтому я бы предпочел поговорить с ним, я бы поставил именно его на первое место, даже впереди Теда Стивенса.
- Какой будет Аляска в 2034 году, через 17 лет?
- Трудный вопрос. Какой была Аляска 17 лет назад? Каким был Джуно полвека назад? Да, какие-то изменения постоянно происходят, но если бы ты из Джуно пятидесятилетней давности попал бы в наше время, то все еще смог бы разобраться, как дойти до центра города. Какой будет Аляска через 17 лет? Думаю, помимо каких-то технологических перемен, эта земля останется на своем месте. Если ты пройдешь на шхуне мыс Спенсера, то все еще окажешься в Литуйя-Бей. Если пойдешь мимо острова Якоби, то попадешь в Сардж-Бей. Я не сомневаюсь, что горячий источник Уайт-Салфэр-Спрингс все так же будет бить из-под земли. Каким образом изменения климата окажут влияние на вылов рыбы? Вероятно, здесь могут быть какие-то перемены. Возможно ли, что мы будем ловить у острова Якоби не королевского лосося, а тунца? Надеюсь, что нет. Но земля останется. Природные ресурсы, деревья, все это останется на своем месте. Может быть, меня уже не будет, но Аляска, практически наверняка, останется той, какая она есть сейчас.
Made on
Tilda